16.06.2011

Сократ. Конфуций. Диалоги.

О государстве.

- А теперь, когда мы выяснили, что власть принадлежит сильнейшему, что ты скажешь о государстве, Сократ? Ты действительно считаешь, что демократия - это наилучший способ управления народом?
- Демократия приходит на смену рабству, ибо это ход времени, а раб опасен. К тому же он мечтает отнюдь не работать, как все от него хотят, а стать свободным.
- Рабство ты понимаешь, как зависимость от господина. Но ради чего будет работать свободный человек, кто-то же должен содержать эту кучу иждивенцев, называющих себя государством?
- Можно быть рабом и будучи свободным, например, рабом своей мечты, но люди всегда зависят от природы, в этом смысле мы все рабы.
- Ты хочешь сказать , что по-настоящему человек не может быть свободен, вынужденный думать о пище и о благоустройстве, но узаконенное рабство безнравственно среди людей и не отличает правителя.
- Да, я хочу сказать, что заботясь о своем благе, правитель должен способствовать благу остальных людей в своей стране. Именно это я называю демократией, власть, направленная на благо народа.
- В Конституциях теперь так и пишут, социальное государство. А что ты скажешь о государстве, которое не заботится о благе для всех, предпочитая их свободе рабство?
- Любой правитель рано или поздно это поймет и будет искать рабов с помощью войн, превратив своих граждан в воинов.
- Ну да, если рабу нужна свобода, то воину нужна слава, Сократ, а правителю нужны новые рабы. Но ты сказал вначале, что раб опасен, а раб чужеземец опасен вдвойне, получается, он помнит о своей родине и о своей свободе.
- Достаточно иметь много хороших воинов, чтобы рабы молчали.
- Выходит, войны несут не только благо для завоевателей, но обращают других в рабство и просто несут гибель, это ослабляет государство.
- Гибель несут не только войны, но и болезни, да и люди стареют и умирают. Государство не вечно, но давай поговорим об этом в следующий раз.


О демократии.

- Вчера, Сократ, мы остановились на том, что государства, как и люди, болеют и умирают. Не хочешь ли ты этим сказать, что раз нет ничего вечного, то не стоит и рассуждать на эту тему, какой тип государства считается лучшим.
- Естественно, лучшим будет то государство, которое продержится долше других. Выживает и побеждает сильнейший.
- Но чтобы победил сильнейший, для этого необходима, как минимум, арена, где бы сразились те, кто считает себя сильнейшими. Почему демократия такой ареной видит только одобрение галерок, а не вид поверженного соперника, кроме шума там трудно определить, кого и почему они выбирают.
- Ты опередил меня, я ничего не сказал о выборе, а только о поединке. Голосуют судьи, а зрители делают ставки. Выбрать можно только товар на рынке, да и то, было бы с чем его сравнивать. Ты же не будешь спорить со мной, что государство - это не товар.
- Тогда что ты понимаешь под благом, если не государство, которое должно заботится о благе людей. Жизнь - это благо?
- Благом я называю мелкие вещи, одежду, жилище, то, что можно купить, или здоровье, это благо, но его не купишь, а жизнь не может быть благом, это очевидная вещь, так же как солнце, как государство.
- Согласен, Сократ, что солнце не дает гарантий здоровья, но и государство нам ничего не гарантирует, даже мира. Какие же блага ты советуешь людям ждать от государства?
- Победа в поединке утверждает принцип справедливости, и это единственное, чему подчиняются люди. Они ждут от государства справедливого суда, потому что в жизни много несправедливости.
- То есть, по-твоему, демократия, основанная на свободе, не подразумевает равенства, но дает возможность каждому доказать, что он лучший. А когда мы рассуждаем о равенстве, то мы далеки от демократии, потому что равенство и братство это разновидности рабства.
- Я хочу только сказать, что тип государства выбрать невозможно с помощью голосования, как если бы ты выбирал себе родителей, отца и мать, но быть готовым к тому, что их всегда можно потерять.


О власти.

- Давай сегодня поговорим о власти, Сократ. Кто, по-твоему, должен сидеть в почетной палате и вершить суд над нами, умнейший?
- Посмотри в природе, есть ли у птиц почетные места в полете, и кому принадлежит стадо степных буйволиц?
- Сильнейшему, Сократ. Теперь я понял, почему ты отказался от власти, ты не считал себя сильнейшим и остался сидеть на площади, беседуя с кем попало.
- Власть нельзя ни получить, ни отдать. Ее можно только иметь, как талант, либо она у тебя есть, либо нет. Я остался там, где имею власть.
- Ты хорошо сказал, чтобы властвовать над людьми, надо иметь талант. Но талант не заставит их подчиняться тебе.
- Ты видел когда-нибудь, чтобы кто-то наказывал пчел, если они не принесут меда. В свободных обществах нет судилищ и нет наказаний.
- Ты хочешь сказать, что власть - это насилие, которое недостойно человека. Но благодаря ему ты мог бы возлежать во дворце на бархате, чем сидеть здесь на солнцепеке.
- Людей, которые подчинятся моей власти власти, я перестану уважать.
- Но ты сам подчинился, когда враги обязали тебя выпить яд, и отказался, когда друзья предложили тебе побег.
- За мной оставили право выбора, чтобы было за что потом меня уважать.
- Можно, я скажу по-другому, ты не испугался смерти, и этим доказал, что ты сильнейший. Но скажи, кто тот правитель, который окружает себя многочисленной охраной и остается пожизненно на высоком посту. Он трус?
- Он лжец. Он не имеет власти, а народ, который ему подчиняется столько времени, достоин только сожаления.
- По-твоему, такой народ должен принять яд, чтобы доказать, что он сильнее тирана?
- В таком случае для народа необходимо выбрать побег. Ему не надо доказывать, что он сильнейший или умнейший, достаточно помнить о своей свободе.


Об обществе.

- Вчера я понял в беседе с тобой, Сократ, что никакого общества у нас нет. Но скажи, вот ты и я, это по-твоему не общество?
- Не спеши. Давай вначале ответим на вопрос, зачем ты пришел ко мне, для чего люди вообще приходят друг к другу.
- Я пришел, потому что мне интересно твое мнение, и еще, так ли оно совпадает с моим мнением, и все.
- Теперь ты знаешь мое мнение, но ты все равно приходишь ко мне.
- Не буду же я разговаривать сам с собой, Сократ. Человек ищет другого человека, чтобы поговорить, а иначе никто никому не нужен.
- Кто кому нужен, тот к тому и идет. Язык, это всего лишь способ общения, за которым прячется цель. А цели у всех разные.
- Ты хочешь сказать, что люди, преследуя свои цели, общаются для того, чтобы найти общую цель. То есть, разные цели способствуют общению?
- Совсем нет, человек должен удовлетворить свои цели до того, как он начнет общаться с другим человеком, я имею ввиду бесцельное общение. Наличие целей ведет к противостоянию и настраивает людей друг против друга.
- По-твоему, бесцельное общение - это и есть общая цель, но она недостижима. Человек всегда будет искать возможность удовлетворить свои потребности с помощью других людей.
- Цели, как потребности, всегда конкретны, а общая цель должна быть абстрактной, потому что она одна для всех.
- Выходит, что ее искать не надо, она уже существует, в нашем языке, на котором мы говорим, язык нас объединяет.
- Вот видишь, если есть язык, следовательно, есть и общество, иначе бы ты ко мне не пришел.
- Спасибо тебе, Сократ. Но ведь это я иду к тебе, а не ты ко мне.
- Если бы мы шли навстречу друг другу, то мы бы потеряли общую цель, идти вместе.


О коррупции.

- Поговорим о коррупции, Сократ. Все считают, что коррупция, это - плохо, ты тоже так считаешь?
- Нет, я так не считаю. Если человеку что-то надо, ни один закон его не остановит.
- Даже Закон о противодействии коррупции?
- Как может противодействовать один коррупционер другому коррупционеру? Ворон ворону глаз не выклюет.
- Но нельзя жить одной стаей, Сократ, и другим надо помочь, по принципу, ты - мне, я - тебе.
- А ты пробовал с помощью коррупции чему-нибудь противодействовать? Например, системе.
- Ты хочешь казать, что коррупция может быть одним из способов противодействия, поэтому и требует противодействия себе. То есть, если я даю взятку, я таким образом протестую?
- Не всем же на площадь идти, есть и другие способы протеста.
- Выходит, что чем выше уровень коррупции, тем ближе крах ненавистной системы?
- Разрушая систему, мы с тобой одновременно противодействуем коррупции, и пусть нам кто-нибудь теперь скажет, что мы с тобой коррупционеры.
- Но нас могут обвинить в противодействии системе?
- В том-то и дело, что нас обвинить никто не может, потому что противодействовать - это означает только, не брать и не давать взяток.
- Тогда система рухнет еще быстрее, если все будут поступать по закону, не будет коррупционеров.
- В законе не предусмотрено сохранять порочную систему.
- Тогда зачем такой закон, который разрушает, вместо того, чтобы сохранять?
- То, что называем мы законом, это вовсе не закон, а запрет. Как можно запретить, например, земле двигаться по своей орбите? Законы независимы от воли людей, а запреты только предупреждают нас о том, что у одних есть право запрещать, а у других этого права не должно быть.
- Но это несправедливо, Сократ, никто не должен устанавливать свои законы, а только понимать, как ты сказал, по каким законам существует общество, для того, чтобы делать прогнозы о его прочности и долговечности.
- Вот и сделай такой вывод о нашем обществе.
- У нас его нет.
- Теперь ты понимаешь, что коррупция - это только способ понять друг друга, а иначе - война.
- Да, я помню, война всех против всех. Но давай об этом поговорим в следующий раз.


Конфуций.

Правитель нужен, убежден Конфуций, для наведения порядка в обществе, пребывающем в состоянии хаоса.
Философия Конфуция далеко не религия, если кому-то показалось на первый взгляд, а есть воззрения все еще почитаемого древнего китайского мыслителя, жившего в 5 веке до н.э.
Высшим принципом управления является гуманность, которая проявляется в образованности правителя, в непрестанном чтении им книг и размышлениях.
Гуманность и почтительность ко всем людям без исключения - синонимы.
Конфуций не учил любви романтической, ранней, такой, какую прославляют в христианстве к вымышленным божествам, и он не учил любви к врагам своим, что является извращением, а учил постигать эту черту разграничения, на что способен только цивилизованный правитель, размышляющий над долгом и справедливостью.
Цивилизованный правитель и человек - синонимы.
Что считал Конфуций долгом:
- почтительное отношение к старости,
- преданность к вышестоящим и к собственной стране.
Что считал Конфуций любовью:
- братские отношения к окружающим и ровесникам,
- поведенческие нормы в выражении чувств к женщинам.
Гуманность - это не врожденное знание, а позднее моральное прозрение, базирующееся на этическом воспитании и жизненном опыте.
Гуманность и нормы поведения - синонимы.
Нормы поведения не отрицают личность. Личность проявляется в связи с другими личностями. Нет индивидуальности вне человеческих отношений.
Для формирования и проявления личности необходим долгий путь конформизма и компромиссов. Но тот, кто не обладает знаниями, не может реализовать себя.
Ничтожные люди восприимчивы только к выгоде. Мораль и выгода не совместимы, это последовательность приоритетов, если мораль вступает в противоречие с выгодой, следует предпочесть мораль.

Мудрому правителю не приличествует устанавливать законы и контролировать их исполнение, он правит при помощи своей добродетели, стараясь быть образцом для подражания. Правитель подобен ветру, а народ - траве, когда ветер дует, трава склоняется.
Управление с помощью образца является более эффективным, нежели управление с помощью строгих законов. Законы еще необходимо разъяснять.
Когда не действует ни то, ни другое, ни образец, ни законы, то необходимо пользоваться вещами в соответствии с их именами, так как назначение вещей определяется по их названию. Правитель должен быть правителем, отец должен быть отцом, а сын должен следовать назначению имени сына.

Все начинается с семьи, ибо там высший гуманизм образования имен, там нет нужды в реформах, и порядок распространяется на государство, исключая преступность и насилие.

Комментариев нет: